История Борисова

Борисовская Энциклопедия
«В 1102 году князь Борис Всеславич (сын князя Полоцкого Всеслава Брячиславича (Чародея) и дядя инокини и просветительницы Евфросиньи Полоцкой) ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…».

Основание Борисова восходит к самому началу XII в. (1102 г.) и связано с именем полоцкого князя Бориса Всеславича. Как укрепленное поселение Полоцкой земли впервые упоминается в Лаврентьевской (1127 г.) и в Ипатьевской летописях (1128 г.). В XIII в.  вошел в состав Великого княжества Литовского. Более трехсот лет город был частновладельческим поселением магнатов Огинских и Радзивиллов, с 1793 г. — в составе Российской империи.Борисов получил герб 14 июня 1792 г. от последнего короля польского и великого князя литовского Станислава Августа Понятовского. Как известно, Станислав Август был католиком. В католичестве же Апостол Петр является особенно чтимым, провозглашается его первенство над всеми остальными Апостолами и главенство над земной Церковью. Именно поэтому хранителем ключей города стал Апостол Петр. Через год (1793) по второму разделу Речи Посполитой город отошел к Российской империи. А менее чем через три года, 22 января 1796 г., императрица Екатерина II своим указом «высочайше утвердила» новую редакцию геральдического символа уездного города Борисова Минской губернии: «В верхней части щита герб Минский (двуглавый орел под императорской короной с гербом Минска на груди). В нижней герб, данный Польским Королем Станиславом Августом: две военные башни с воротами, между ними поставленными в серебряном поле, а над оными виден Святой Петр Апостол, на облаке стоящий, который в правой руке держит ключи». 29 января 1999 года Борисовский городской Совет депутатов утвердил новый, нынешний герб Борисова: «В серебряном поле «барочного» щита на зеленой земле серебряная стена между двумя башнями с красными куполами, над которой на серебряном облаке стоящий Святой Петр с двумя ключами в руке».

•••••

КЛЮЧИ В РУКЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

Древние евреи верили в существование ключей Божьих, которые воскрешают мертвых и символизируют рождение. В христианстве этот мотив развился в виде ключей от рая, которые Бог передал на хранение Святому Петру. Именно эти ключи и изображены на гербе Ватикана, причем золотой ключ символизирует духовную власть, а серебряный — светскую. Также эти ключи иногда толкуют как разрушающую (золотой) и связывающую (серебряный) силы, а также небесный и земной paй.

КЛЮЧИ В ЯЗЫЧЕСТВЕ
На фресках гробниц можно видеть богов, которые используют анх как ключ в похоронных церемониях, Он символизировал ключ от врат смерти, которые открывают дорогу в бессмертие. Во время Страшного суда ангел запрет большим ключом бездну, в которой будет навечно заточен Сатана.
Древние греки верили, что богиня Геката хранила ключи от врат подземного мира. Такие же ключи хранились у Персефоны и Кибелы. В Древнем Риме ключ считался атрибутом двуликого бога Януса, которого почитали в том числе и как изобретателя замков. Янус владел «ключами власти», отпирающими двери зимнего и летнего солнцестояния, а также открывающими доступ к богам на небо. Эмблемой этого бога были два скрещенных ключа над сердцем, Ключами власти владел и бог Митра. У кельтов ключи от стойла были принадлежностью богини коневодства Эпоны.

•••••

 

Первое поселение, находившееся на территории поселка Староборисов, сгорело в результате сильного пожара, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Первооснова города возникла на месте деревни Старый Борисов на левом берегу реки Березины, недалеко от впадения в нее реки Схи. Сохранились остатки городища и курганные могильники (XII в.). Очевидно, удобное географическое расположение на одной из сухопутных дорог с запада на восток, как и удобная связь с южными землями по водному пути Березина — Днепр, давно было облюбовано человеком.

Территориальный рост города и его переход на правобережье Березины отмечается с середины XIX в. Интенсивное развитие этой части города (Новый Борисов) начинается после строительства железной дороги Москва — Брест (1871 г.), железнодорожной станции, складских и промышленных зданий.

Согласно старому плану Борисова его главная улица брала начало от замка, проходила мимо торговой площади, пересекала весь город и вливалась в тракт на местечко Зембин. Эта улица (ныне ул. III Интернационала) сохранила свою трассу до настоящего времени. Свое местоположение сохранила и торговая площадь(возле собора).

Наиболее значительным фрагментом исторической части города являются торговая площадь и отрезок ул. III Интернационала. Имеющаяся здесь застройка XIX — начала XX в.: костел, собор и отдельные жилые дома — является «историческим паспортом» города, своеобразным уголком его планировки.

Персональные инструменты
Пространства имён
Мужской журнал "Эгоист" / Борисовский портал / Мужской.бел / Мужской.бел

Варианты
Действия
Поиск
Навигация
Энциклопедия
Борисовский Портал
На других языках